События последней недели показали, что Россия решила активизировать провокационную деятельность в районе северного оккупированного Крыма и на юге Херсонщины. 

Во-первых, Россия расширила географию давления на СММ ОБСЕ в Украине: если раньше информационным атакам подвергалась преимущественно деятельность наблюдателей на востоке Украины, то теперь РФ «вспомнила» и о работе миссии на админгранице с Крымом. Методы давления остались привычными - провокации, на первом этапе - информационные. 

На позапрошлых выходных, 24-25 июня, сначала сепаратистские, а затем и российские интернет-издания распространили информацию со ссылкой на боевиков так называемой «ЛНР», в которой обвинили Службу безопасности Украины в подготовке провокации против патрулей СММ ОБСЕ на одном из КПВВ между Херсонщиной и Крымом. Синхронно с сепаратистскими деятелями на фейк откликнулись и представители крымской оккупационной администрации. Глава так называемого комитета крымского правительства по делам межнациональных отношений Заур Смирнов не просто истерически призвал «обуздать киевские власти», а попытался ударить дуплетом - обвинил в подготовке провокации не только СБУ, но и крымскотатарский батальон, который сейчас окончательно формируется на Херсонщине. 

СБУ более суток размышляло, очевидно, над деликатными формулировками официальной реакции, а в минувший понедельник распространила опровержение сепаратистско-российского фейка. Основной месседж от СБУ: мы провокации не делаем, мы их предотвращаем, а этот фейк - еще одно проявление гибридной войны, когда РФ или пророссийские сепаратисты сами совершают какие-то преступления с целью обвинить в них украинскую сторону. В качестве косвенного подтверждения этого тезиса в СБУ сообщили, что в Красноперекопск (оккупированный Крым) прибыли журналисты российского телеканала «Лайф ньюс». Стоит отметить, что последние три года конфликта на Донбассе появление где-то российских журналистов провластных СМИ (а если быть точнее в формулировках - бойцов информационных войск РФ) стало приметой того, что вот-вот в этом районе должна произойти какая-то кровавая провокация. 

Сама СММ ОБСЕ комментирует ситуацию вокруг возможных провокаций против наблюдателей херсонского офиса в стиле собственных ежедневных отчетов: коротко и сухо, соблюдая максимально возможную нейтральность в формулировках. В комментарии агентству QHA пресс-служба СММ отметила, что в миссии серьезно относятся к любым сообщениям, содержащим информацию о возможной угрозе сотрудникам, и соответственно корректируют работу. 

— Нам известно о таких сообщения в СМИ, мы воспринимаем их всерьез. Между тем наша команда наготове, а меры по снижению безопасности рисков пересматриваются. 

В то же время, миссия не ответила подробнее на вопрос - внесены ли какие-то конкретные изменения в работу патрулей на Херсонщине, учитывая вероятную опасность. Стоит вспомнить, что после подрыва на мине автомобиля СММ на оккупированной Луганщине и гибели наблюдателя были внесены определенные изменения в работу патрулей. В частности, они стали передвигаться только по дорогам с твердым покрытием. Видимо, в данном случае все будет зависеть от развития ситуации на «крымском направлении». 

Учитывая массовость распространения фейка в российских и сепаратистских СМИ и синхронность, с которой это происходило, подумалось, что «крымская кампания» против ОБСЕ только набирает обороты.

А в конце недели вблизи админграницы с оккупированным Крымом произошло еще одно знаковое событие — на берегу Перекопского залива ночью 30 июня украинские пограничники и ВСУ задержали двух сотрудников пограничной службы ФСБ России. Фантазией российские силовики не выделялись и свое появление на украинской территории объяснили примитивно - «заблудились». То есть, именно так, как в августе 2014 объясняли свое появление на украинском Донбассе захваченные в плен псковские десантники. 

Появление информации об ФСБшниках на Перекопе сразу напомнило о возможных провокациях против СММ ОБСЕ в Херсонской области, «анонсированных» за несколько дней до этого сепаратистскими и российскими СМИ. Впрочем, пока нельзя окончательно утверждать - взаимосвязаны ли между собой российский фейк на тему «СБУ vs СММ» у Крыма и появление практически в том же районе «заблудившихся» сотрудников российской ФСБ. Но, даже если прямой связи между этими событиями нет, и те двое не имели задания чем-то навредить непосредственно сотрудникам СММ, то косвенная связь, безусловно, прослеживается. И заключается она в очевидных намерениях России активизировать разноплановые провокации в этом регионе как против СММ, так и против Украины в целом. И, вполне логично, что первые, кого россияне бы хотели убрать с «потенциально провокационного» района — это независимые наблюдатели, которые, в случае каких-то провокаций, могли бы напрямую ретранслировать независимый взгляд на события. 

Свежий российский фейк также показал ограниченную фантазию и шаблонность мышления российских фейкотворцев. Вспомним: после подрыва машины миссии под Пришибом в конце апреля, Россия уже пыталась "обкатать" на Донбассе вариант фейка о том, что якобы именно украинские силовики виноваты в подрыве авто ОБСЕ. Вероятно, что вовремя обнародованная информация от украинской разведки сорвала эффективность конкретного фейка, но российские и сепаратистские СМИ до сих пор продолжают обвинять в преступлении под Пришибом какую-то выдуманную "укро-ДРГ". К слову, тогда РФ попробовала использовать трагедию для ограничения свободы передвижений СММ на Донбассе. А теперь аналогичный сценарий положен в основу фейка в районе Крыма, видимо, со схожей целью.  

Попробуем разобраться — с какой целью и почему именно сейчас Россия атаковала СММ ОБСЕ в Украине с «крымского» фланга. 

Допуск СММ в Крым: Россия стоит на таймере 

Мониторинг ситуации в оккупированном Крыму для СММ ОБСЕ все время ее работы в Украине фактически остановился на отметке "ноль", поскольку она не может выполнять его из-за искусственных препятствий со стороны РФ. В СММ не устают повторять, что мандат миссии, утвержденный в Вене всеми странами-членами ОБСЕ, распространяется на всю территорию Украины, включая Крым. В то же время, Россия, которая также проголосовала за мандат, в Крым СММ не допускает. Ситуация почти патовая, но очевидно, патовость вечно не длиться не будет. 

Украина и ее союзники системно требуют допустить независимых наблюдателей на оккупированный полуостров для мониторинга массовых нарушений там прав человека со стороны оккупационных властей. Давление на Россию усиливается - на каждом заседании Постоянного Совета ОБСЕ в Вене Украина требует допуска СММ ОБСЕ в Крым, и многие другие влиятельные члены ОБСЕ, в частности, американская делегация, поддерживают эти требования. Кроме того, последние полгода словесные требования допустить наблюдателей международных мониторинговых миссий в Крым подкреплены и письменными решениями влиятельных международных организаций - резолюцией Генассамблеи ООН по соблюдению прав человека в Крыму и Севастополе и решением Комитета министров Совета Европы. 

Недавно в разговоре с корреспондентом QHA спикер Министерства иностранных дел Украины Марьяна Беца акцентировала, что свободный и беспрепятственный допуск мониторинговой миссии СММ ОБСЕ и на Донбасс, и в Крым, означает возможность защиты граждан Украины, в том числе, узников, как на территории Донбасса, так и на территории оккупированного Крыма. 

— У нас уже есть очень важные резолюции - Резолюция ГА ООН от 19 декабря 2016 года, где предполагается, что Россия, как государство-оккупант, должна допустить мониторинговые миссии. У нас есть очень мощное решение Комитета министров Совета Европы (от 3 мая т.г.), которое также предусматривает допуск конвенционных органов мониторинговых миссий на территорию Крыма. Вместе с тем, мы не видим политической воли со стороны России по выполнению ни одного из этих решений ... Россияне, абсолютно дерзко и в нарушение всех норм международного права оккупировавшие АР Крым и Севастополь, до сих пор не дают допуск ни для СММ, ни для других мониторинговых миссий. 

Напомним также, что в январе этого года Украина подала иск к России в Международный суд ООН, в частности, за нарушение Конвенции по правам человека в Крыму и Суд ООН в конце апреля удовлетворил выдвинутые Украиной предварительные требования, обязав Россию допустить международных мониторщикив прав человека в Крым. В то же время, Россия уже два месяца игнорирует выполнение этого решения. 

Как видим, критическая масса требований международного сообщества достигла такого уровня, что в дальнейшем Россия просто не сможет игнорировать их и уклоняться от ответа на прямые вопросы: «почему не допускаете СММ в Крым?» и «когда допустите?». 

Спикер МИДа Марьяна Беца, комментируя агентству QHA эту ситуацию, констатировала, что Украина так же системна в своих требованиях допустить СММ на полуостров, как и Россия — в своем торможении миссии. 

— Что касается доступа СММ ОБСЕ в Крым, то этот вопрос для нас - один из ключевых. СММ имеет допуск в соответствии со своим мандатом ко всей территории Украины в пределах международно признанных границ, в том числе, и в Крым. Мы постоянно требуем доступ СММ в Крым, на всех международных площадках. Мы обращаемся с этой просьбой постоянно уже более трех лет с начала момента агрессии. Россияне пока не позволяют ни доступ СММ, ни доступ любых других международных мониторинговых миссий в оккупированный Крым. 

Как видим, положительных прогнозов относительно получения ответа на вопрос о доступе пока нет, но это не значит, что давление на Россию ослабится, и недаром Россия пытается ударить на опережение, занимаясь нагнетанием ситуации возле Крыма. 

Фейк «СБУ vs СММ»: шумовая завеса или диверсионное обострение? 

Начало дезинформационной кампании России против СММ ОБСЕ на «крымском направлении» имеет целью как тактические, так и стратегические цели. Что касается тактических целей, то момент для запуска фейка о возможных провокациях со стороны украинских спецслужб против херсонской команды СММ российские пропагандисты выбрали неслучайно. 

Вероятно, распространение фейка именно неделю назад было направлено на создание шумовой информационной завесы перед двумя важными событиями на европейских полях на прошлой неделе. 

Вероятно, фейк должен был сыграть роль фонового сопровождения для обсуждения крымского вопроса в Европе, которое состоялось на этой неделе на двух влиятельных площадках: на Парламентской ассамблее Совета Европы в Страсбурге, где состоялся Крымский вечер, и на Ежегодной конференции по вопросам безопасности ОБСЕ, которая проходила в Вене 27-29 июня, и на которой Украина в очередной раз четко заявила свою позицию по Крыму и целесообразности допуска туда международных наблюдателей. 

Обычная практика для российской пропаганды — перед публичным обсуждением каких-то неприятных для России вопросов, попробовать переключить внимание общественности на другой предмет обсуждения, «заговорить» невыгодную для РФ тему. Скажем, чтобы на конференции ОБСЕ по вопросам безопасности, на специальной сессии, посвященной российско-украинскому конфликту, обсуждали не доступ в Крыму и нарушения там прав украинских граждан, которые оказались во временной оккупации. А чтобы у российской стороны был подготовленный повод перевести разговор на другое: в данном случае, на воображаемую провокацию СБУ против СММ. 

Впрочем, можно констатировать, что этой тактической цели российских пропагандистов фейк не достиг: информационный фон на обоих мероприятиях не был благоприятным для России. В то же время, российский акт манипуляции возмутил как украинскую сторону, так и институты ОБСЕ. 

Если говорить о стратегических целях российского фейка «СБУ vs СММ», то они заключаются в попытке усилить ограничения работы наблюдателей на крымском направлении, чтобы и в дальней перспективе обезопаситься от правды о Крыме. Россия четко понимает, что и Украина, и ОБСЕ продолжат упорно настаивать на доступе в Крым для изучения там ситуации с правами человека. Поэтому РФ любыми методами будет пытаться отодвинуть во времени прямой и неприятный для РФ разговор о конкретной дате допуска. В том числе, прибегая к уже упомянутым информационным "вбросам". 

Кроме того, Россия заинтересована уже сейчас и на максимально длительный период обезопаситься от утечки нежелательной информации из Крыма о реальной ситуации с соблюдением (а точнее - нарушением) там прав человека. И для этого она также будет пытаться по максимуму ограничить деятельность СММ на прилегающих к Крыму территориях. Отчеты херсонской команды СММ, которая патрулирует прикрымские районы Херсонщины, отличаются гораздо более спокойной тональностью, чем отчеты патрулей, которые работают на Донбассе, однако и они содержат достаточно много невыгодной для страны-оккупанта информации. И будут содержать еще больше. 

В разговоре с корреспондентом QHA, Марьяна Беца подтвердила, что недопуск СММ в Крым обусловлен нежеланием оккупационных российских властей предоставить мировому сообществу правдивую информацию о ситуации там. 

— Конечно, оккупационная российская власть не хочет, чтобы люди знали правду о том, что происходит на полуострове, и именно поэтому не пускают международных наблюдателей. Они (оккупационная власть, -ред.) рассказывают о том, как все прекрасно, радужно, и нет никаких нарушений свободы, прав человека. Хотя там ежедневно исчезают люди - похищения, исчезновения, преследования свободы СМИ, на ТВ нет никаких украинских или крымскотатарских каналов, кроме какой-то маленькой программы, и то созданной оккупационными властями специально для того, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем на полуострове. 

Обычно патрули СММ ОБСЕ посещают КПВВ «Каланчак», «Чаплынка», «Чонгар», общаются с украинскими пограничниками и людьми, которые пересекают админграницу в обоих направлениях, обсуждая проблемы, с которыми приходится сталкиваться обычным гражданам. Наблюдение также ведется на «постоянной» и «временной» дамбе, построенных на Северо-Крымском канале. 

Чем же может быть опасной для России работа этих патрулей? Вспомним, что Украина на Постоянном Совете ОБСЕ неоднократно настаивала на проведении дистанционного мониторинга документирования нарушений прав человека в Крыму и, по словам спикера МИДа, дистанционный мониторинг ситуации в Крыму все же происходит. Например, в рамках ОБСЕ офис представителя по свободе СМИ отслеживает вопрос репрессий против Николая Семены. Бюро по правам человека, который находится в Варшаве, тоже отслеживает ситуацию в пределах своих возможностей. 

Так вот, одним из вариантов дистанционного мониторинга в условиях недопуска на полуостров можно считать встречи и общение наблюдателей СММ ОБСЕ на админгранице с жителями Крыма. Ясно, что такие контакты крымчан с независимыми профессиональными наблюдателями нежелательные для РФ. Ведь, используя какие-то свои методы наблюдений, они могут составить объективную «картинку» о реальности в Крыму из разговоров даже с запуганными в оккупации людьми. А значит, все усилия российской пропаганды по созданию иллюзий «счастья от присоединения» сводятся на нет. 

Кроме того, Россия не заинтересована в распространении среди европейского сообщества информации о перенасыщенности Крыма военной техникой оккупантов, о тех массовых военных учениях, которые проводятся, в том числе, и в Северном Крыму. Особенно информации от мониторщикив ОБСЕ — организации, непосредственно занимающейся европейской безопасностью. Между тем, процесс преобразования украинского оздоровительного курорта в российскую изолированную военную базу системно продолжается на протяжении всех, уже более трех лет оккупации. И то, что распространение российского вооружения на территорию оккупированного украинского Крыма является нарушением международных норм, а насыщение полуострова вооружением оккупанта - мина замедленного действия под безопасностью Европы, в ОБСЕ понимают лучше, чем в любых других европейских институтах. 

Россия vs ОБСЕ: дискредитация-устрашение-вытеснение 

Россия ведет против ОБСЕ и ее структур в Украине такую ??же гибридную войну, как и против других европейских институтов, которые не поддерживают российской агрессии и подрыв деятельности которых может определенным образом стать позитивом для России. Вспомним скандал с импичментом президенту Парламентской ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунту за его несогласованный с Ассамблеей визит в Сирию на самолете российского Минобороны. Скандал существенно повредил репутации ПАСЕ, из которой Россия была исключена из-за агрессии в Украине. 

Стоит отметить, что Россия критикует и подрывает ОБСЕ как институт в целом такими же методами, что и ПАСЕ. ОБСЕ теперь также может «похвастаться» проблемами с функционированием высшего руководства: с 1 июля она фактически осталась без генерального секретаря. Срок полномочий Ламберто Заньера закончился 30 июня, а нового не выбрали - в том числе, из-за возражений со стороны РФ и ряда других стран. Кстати, кроме должности генерального секретаря, в ОБСЕ пока вакантны позиции председателя Бюро демократических институтов и прав человека, верховного комиссара по делам национальных меньшинств и представителя по вопросам свободы СМИ. То есть, руководителей тех направлений, в эффективном функционировании которых Украина очень заинтересована, а Россия - наоборот, не заинтересована вовсе. Неудивительно, что одной из причин, почему членам ОБСЕ не удалось договорится относительно кандидатур на эти должности, являются разногласия между Россией и другими членами организации, о чем сообщало dpa со ссылкой на собственные источники в дипломатических кругах. 

Оснований для желания России заблокировать работу наблюдателей ОБСЕ непосредственно в Украине более чем достаточно, причем, и на "донбасском", и на "крымском" направлениях. Сейчас СММ ОБСЕ остается единственным независимым источником информации для европейского и мирового сообщества о событиях на оккупированной части украинского Донбасса. И та информация, которая содержится в ежедневных отчетах миссии, похоже, создает у европейцев совсем нежелательное для России представление о событиях на Востоке Украины. И решение о продлении и расширении санкций, которые принимают европейские институты, в том числе, и под впечатлением сообщений СММ, все сильнее бьют по российской экономике, а значит, и военно-промышленному сектору. Кроме того, окончательно опровергается неучастие России в конфликте. Россия все никак не может объяснить Европе — откуда на оккупированном Донбассе взялось новейшее, чисто российское вооружение, которое было зафиксировано в отчетах СММ, и о чем официально спрашивают Россию члены этой организации. 

На тот случай, если попытка дискредитации «главного офиса» ОБСЕ не сработает, происходят системные попытки дискредитации СММ ОБСЕ в Украине: и в российских СМИ, и в заявлениях заштатных экспертов, и в заявлениях представителей МИД РФ. Кроме того, российские и сепаратистские СМИ грешат распространением манипулятивной, ложной информации о деятельности СММ в Украине под акцентом: миссия неэффективна, зачем она нужна на Донбассе вообще, миссия необъективна, ангажированна и чуть ли не на ВСУ работает. Такой себе вариант репутационного «обезвреживания» СММ ОБСЕ: чтобы эта организация не имела влияния и веса ни среди жителей оккупированных территорий, ни в глазах европейского сообщества. «Удар» с дальним прицелом — свести на нет репутацию СММ на тот момент, когда, к примеру, миссию вдруг допустят в Крым. Разумеется, информация от мониторинговой организации с имиджем непрофессиональной или заангажированной, не будет иметь доверия у европейских политиков и влиять на принятие ими решений. Впрочем, стоит отметить, что СММ ОБСЕ на сегодня все равно имеет поддержку и в Украине, и в Европе. К ее отчетам продолжают прислушиваться на европейских площадках - как к источнику достоверной и объективной информации. 

А если уж и подрыв репутации СММ окажется безрезультатным, то Россия проводит политику на вытеснение СММ из зоны конфликта на Донбассе, а теперь и из районов вблизи оккупированного Крыма. Эти намерения слишком очевидны. Последние полгода на Донбассе патрулирование СММ сопровождается постоянными препятствиями со стороны пророссийских сепаратистов, которые пытаются не позволить патрулям увидеть факты российского присутствия. Препятствия становятся все жестче - словесные угрозы, дымовые гранаты и выстрелы в сторону патрулей, растянутые перед машиной шипованные ленты, сбитые БПЛА, наконец, подрыв авто патруля на оккупированной Луганщине, который привел к гибели одного и ранению двух сотрудников миссии. Наиболее ощутимый результат подрыва и введенных в связи с этим мерами безопасности: сразу существенно сократился объем информации в отчетах СММ о ситуации в ОРДЛО. И по-прежнему сепаратисты не желают допускать СММ к неконтролируемому участку российско-украинской границы на Востоке. 

Украинская власть активно информирует о таком давлении европейское сообщество, в том числе, в лице руководства ОБСЕ. Так на недавней встрече в Киеве с главой ОБСЕ Себастианом Курцем президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что главной целью российской тактики запугивания наблюдателей ОБСЕ является именно максимальное ограничение доступа Миссии на оккупированные территории - вплоть до полного вытеснения. 

Некоторые эксперты считают, что запугивание патрулей направлено и на то, чтобы сотрудники миссии сами начали отказываться от работы в Украине. Однако, первый заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг, отвечая на вопрос корреспондента QHA, отметил, что последние месяцы количественный состав миссии не сократился - несмотря на жесткие вооруженные провокации против патрулей на оккупированной территории Донбасса. 

Более того, активное препятствование со стороны пророссийских сил с попыткой вытеснить СММ с Донбасса привело к обратной реакции - миссию в Украине решили расширить и усилить. Глава ОБСЕ Себастьян Курц во время визита в Украину в начале июня заявил о максимально возможном увеличении количества наблюдателей - с нынешних 700 до 1000. 

И одной из главных задач количественно увеличенной миссии будет обеспечение мониторинга участков, которые сейчас являются «белыми пятнами» для СММ. Украина также уже давно надеется, что в работу СММ ОБСЕ будут внесены определенные коррективы, которые сделают ее деятельность более эффективной, в частности, патрули начнут работать круглосуточно, будут внесены изменения в принципы формирования СММ и из ее состава исключат представителей России, которая является агрессором по отношению к Украине, и соответственно, не может считаться независимым наблюдателем. Если хотя бы часть новаций будет реализована, то в дальнейшем СММ ОБСЕ в Украине станет еще более некомфортной для России. А поскольку все чаще на различных встречах звучат слова о доступе в Крым, эта "некомфортность" может распространиться и на крымский регион. К примеру, можно предположить, что дополнительные 300 наблюдателей, на которых планируют увеличить СММ, имеют перспективной целью посещение и крымского полуострова. 

Поэтому вспышка информационных провокаций вблизи Крыма свидетельствует: активно вытесняя СММ ОБСЕ из ОРДЛО, Россия начинает наносить и упреждающий "удар" по деятельности в том регионе, где она бы не хотела видеть международных наблюдателей - районе Крыма и прилегающих к нему районов Херсонщины. Судя-по-всему, рассматривая админграницу между Крымом и Херсонщиной так же, как она рассматривает неконтролируемую российско-украинскую границу на востоке - именно как межгосударственную границу, от которой нужно отодвинуть нежелательных "свидетелей". 

Удар по СММ - удар по Украине 

Каждый удар, который российские или пророссийские силы наносят по СММ ОБСЕ, имеет своей главной целью удар по Украине. Ведь правда о войне, оккупации, аннексии, которую собирают и распространяют наблюдатели — в интересах Украины, и не в интересах России. И любые сокращения деятельности мониторщикив вредят в первую очередь украинской стороне. Именно поэтому Россия не планирует сворачивать наступление на СММ ОБСЕ в Украине, более того - распространяет давление и на наблюдателей, патрулирующих на админгранице Херсонщина/Крым. И задержание в том же районе сотрудников ФСБ также дает повод думать, что Россия начинает серьезную игру в провокации на юге. Можно даже сказать, что она активизирует и выводит эту игру на новую ступень: вспомним, что в прошлом году, именно в июле-августе появились фейки об «укро-ДРГ» в Крыму, сотрудники ФСБ начали задерживать людей, которых потом обвиняли как "укрдиверсантов", и они до сих пор содержатся за решеткой по надуманным обвинениям. 

Думаю, в ближайшее время станет понятно, как повлияют на деятельность СММ ОБСЕ вблизи Крыма методы гибридной войны, которые применяет РФ, и перерастут ли информационные провокации в «провокации на местности». А также — станут ли методы давления, провокаций, запугивания патрулей ОБСЕ на Херсонщине такими же системными и жесткими как те, которые применяют российские и пророссийские силы на оккупированном Донбассе. 

Сейчас актуальны как минимум два вопроса противодействия - каким образом нейтрализовать то давление и запугивание СММ ОБСЕ, к которому прибегает российская сторона руками пророссийских боевиков на Донбассе или коллаборационистов в Крыму (это без учета почти невидимых рук ФСБ). А также - как предотвратить вытеснение международных наблюдателей из конфликтных зон в Украине и нейтрализовать попытки России заблокировать деятельность ОБСЕ, чтобы сделать ее безопасной и комфортной для себя. 

Второй же вопрос - каким образом и к каким именно провокациям со стороны России на крымском направлении надо подготовиться. На тот случай, если вдруг и этим летом у оккупантов возникнет обострение «крымско-диверсионной» болезни. 

Татьяна Иваневич 

QHA

  • 253 Просмотров