Россия в очередной раз продемонстрировала всем, что ей безразлична оценка ее действий в мире, и что для нее не указ ни решение Международного суда ООН, ни европейских институтов. На этот раз в Москве отказались выполнять требование Комитета министров Совета Европы отменить запрет на деятельность Меджлиса в Крыму, охарактеризовав это решение весьма дерзко — назвав его "политически и юридически ничтожным". 

"Российская Федерация никак не считает себя связанной указанным решением Комитета министров и не считает правомерным его использование украинской стороной в ее дальнейших пропагандистских построениях. Для нас они в силу своего неконсенсусного характера политически и юридически ничтожны", — говорится в заявлении российского МИДа. 

Напомним, что 19 апреля Международный суд ООН принял решение, согласно которому Россия в оккупированном Крыму должна воздержаться от введения ограничений для крымскотатарского населения относительно права на представительные институты, включая Меджлис. Однако представитель оккупационной власти Крыма Заур Смирнов прямо заявил, что Россия не намерены выполнять решение суда ООН и пересматривать запрет Меджлиса, поскольку он запрещен из-за его "экстремистской деятельности". 

Эксперты рассказали, чем объясняется такая реакция России на требование международного сообщества, какие юридические и политические последствия могут наступить для России в связи с ее отказом выполнять решение Суда ООН и Комитета министров Совета Европы, а также каким образом мировое сообщество может влиять на поведение России и удерживать ее в цивилизованных рамках. 

Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований Максим Розумный: 

Россия отказалась выполнять требования Комитета министров Совета Европы отменить запрет Меджлиса в Крыму. Почему Россия так действует? Потому что крымская история для Москвы очень принципиальна и отступать она не намерена. Путин и Кремль обозначили "красную линию", за которую Россия не будет отступать при любых условиях — это Крым. И такая позиция РФ подчеркивается всеми политическими действиями. 

Меджлис же является ключевой угрозой для российского господства в Крыму (помимо давления Запада и международных санкций). То есть Меджлис — это постоянное напоминание о том, что Крым оккупирован, что у него есть хозяин, и что идет работа по деоккупации полуострова. 

Почему Россия позволяет себе действовать таким образом? Дерзость и демонстративность России в невыполнении своих обязательств в последнее время обострилась. РФ в данной ситуации повышает ставки и пытается радикализировать свое противостояние с Западом, демонстрируя, что она может сколь угодно долго и остро с ним конфликтовать. В первую очередь, это касается европейских институтов. Ведь подрыв международного права, европейских норм и принципов является одной из стратегических целей российской политики в целом. Поэтому Россия и позволяет себе вести себя дерзко. Такое поведение соответствует интересам Москвы, ее видению международно-политического пространства в сфере безопасности, в котором она себя будет чувствовать комфортно, и она пока что не видит для себя серьезных угроз. 

Какие могут наступить последствия для России после ее отказа выполнять требования международных институций? Основная угроза для нее — это политическая изоляция и связанные с ней экономические проблемы: ограничение сотрудничества с США и Европой, которые для России весьма болезненны. Россия будет уязвима в случае такого прекращения сотрудничества. 

Но, в любом случае, это отсроченная угроза, отложенная на среднесрочную перспективу. А в ближайшее время — до выборов президента в России, до момента, когда в очередной раз должна произойти легитимация Путина — эта угроза не является острой и актуальной. В данной ситуации Россия и Путин просто набивают себе цену и готовят более жесткие переговорные позиции, которые будут использоваться впоследствии, чтобы добиться больших уступок от западных стран. 

Совет Европы — это своего рода европейский клуб. Россия уже давно вышла из ценностного и нормативного пространства Европы. Российская делегация не участвует в работе ПАСЕ. Ничего кардинального в этом смысле не произошло. Россия дистанциируется, сознательно противопоставляет себя, что видно и по ее внутренней, и по ее внешней политике.  

Директор департамента многосторонних отношений Фонда "Майдан иностранных дел" Александр Хара: 

Прежде всего, следует напомнить, что Россия — не демократическое и не правовое государство. Начиная с 2008 года, она стала еще и агрессором, убивающим не только собственных граждан, но и нападающим на другие страны — Грузия (2008 год), Украина (2014-2017) и Сирия. 

Запад указывает на то, что такие действия являются нарушением международного права, а это побуждает российское руководство просто выйти из зоны ответственности международного права. В России установилась эдакая "азиатская демократия": никто ей не указ, она действует, как хочет и во внутренней, и во внешней политике. Все это ложится в общую канву пренебрежения России международным правом, а также решениями международных организаций и судов. Также это четко ложится в политику архаизации РФ, возвращения к "скрепам" 1937 года (репрессии, подавление любых проявлений общественного сознания, свобод, прав граждан РФ). 

Именно в этом контексте была запрещена работа Меджлиса на территории оккупированного Крыма. Меджлис, с точки зрения международного и украинского права, не подпадает под действие российского законодательства, но в Кремле убеждены, что этот вопрос "окончательно решен", и дело назад не будет отыгрываться. В России Меджлис считается экстремистской организацией, которая якобы подрывает территориальную целостность РФ. Потому российское руководство не может действовать иначе, кроме как "закручивать гайки" еще больше. Экономическая ситуация в России существенно ухудшилась за последние годы, и Кремль не может это объяснить иначе, кроме как происками врагов — крымскими татарами, украинскими нацистами, бандеровцами и другими, которые подрывают экономику и хотят устраивать "теракты" на территории Крыма. 

Воинственная риторика по отношению к Западу и международным институтам, наглость в Совбезе ООН (речь российского дипломата была совершенно недипломатичной) и т.д. — это все звенья одной цепи. Но дальше поведение России будет еще хуже: логика тирании такова, что она, как воронка, затягивает государство и власть, в результате чего будет еще большее наступление на права и свободы, жестче будет преследование крымских татар, украинцев и проукраински настроенных россиян в Крыму. 

Какой может быть реакция на отказ России выполнять требования Комитета министров Совета Европы по Меджлису? Сейчас, кроме осуждения и политических заявлений, ничего другого в адрес России не будет. НАТО некоторым образом реагирует на угрозы безопасности, усиливает свое присутствие в Балтийском регионе, Польше, меньше проговорен вопрос Черноморского региона, хотя и там идет усиление присутствия. Также действуют санкции против РФ в связи с оккупацией Крыма и агрессией на Донбассе, и после выборов во Франции этот вопрос не будет снят с повестки дня. 

Все это будет больше углублять пропасть между Россией и цивилизованным миром и побуждать Путина к ужесточению мер внутри страны для подавления недовольства собственного населения и за ее пределами, чтобы показать, что Россия сильна, что с ней нужно считаться. 

Единственный момент, который удерживает европейцев и американцев от более жестких мер (речь не идет о ядерном оружии) — уверенность Запада в том, что без РФ невозможно бороться с мировым терроризмом. Это единственная тема, по которой Запад на равных продолжает общаться с Кремлем. Даже несмотря на то, что Россия больше создает проблем, чем решает. Все это вписывается в логику тирании, которую путинский режим уже построил внутри страны и пытается узаконить на международной арене. 

К тому же, суть международного права кардинально отличается от национального. У нас есть суды и их решения, и есть механизмы принуждения выполнять эти решения. На международной арене это работает иначе: если есть какое-то решение, то навязать его, если страна отказывается его выполнять, можно исключительно через Совбез ООН и принятие соответствующих резолюций. Но, как известно, это невозможно сделать из-за того, что Россия, воспользовавшись правом вето, может заблокировать любое решение. Но это не значит, что об этом не нужно и пытаться говорить. Наоборот, на Генеральной ассамблее нужно говорить о репрессивной сути путинского режима, украинская сторона должна поднимать эту тему в Совете Европы и других институциях, чтобы изолировать Россию.  

Директор института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов: 

В решении Международного суда ООН речь идет не об отмене запрета деятельности Меджлиса, а о нарушении права крымскотатарского народа на свои представительские органы. А требование Комитета министров Совета Европы поставлено четче: снять запрет на деятельность Меджлиса. 

Почему Россия отказывается это делать? Потому что Меджлис по ее законодательству определен как экстремистская организация, по этой причине российская власть его запретила. В принципе, это требование означает признание решения российских судебных органов ошибочным. Но Россия не может выполнить требование международной организации, потому что такая позиция противоречит политике Путина — все, что касается России, должно основываться на принципе невмешательства во внутренние дела РФ. Так что решения российских органов власти, в том числе судебной, не зависят от позиции, требований и настроений внешних субъектов. Это четкая установка российского суверенитета, поэтому и решение Суда ООН, и требование Комитета министров Совета Европы для России не является обязательным для выполнения. Российское законодательство не признает верховенства международного права. 

Внутреннеполитическая мотивация российской власти при отказе выполнять эти требования касательно Меджлиса вполне понятна. Россия не идет ни на какой пересмотр своих решений относительно Крыма и Севастополя. Поскольку любое ослабление будет значить, что эта позиция может корректироваться и меняться. Чтобы не давать поводов противникам аннексии и во мире, и внутри страны (а это бо?льшая часть крымскотатарской общины), они не будут позволять думать, что эта позиция может пересматриваться. 

К каким последствиям все это может привести? Пока что отношения России и Запада — это, скорее, "холодный мир", а не "холодная война". Отношения России и Украины — это смесь разных форм враждебных отношений. И такое положение дел нынешнее российское руководство, в принципе, устраивает. "Холодный мир" сохраняется только с Западом, а с развивающимися странами Россия имеет другие формы отношений. Например, в Азии и Латинской Америке Россия чувствует себя весьма комфортно. Так что сейчас нет полной международной изоляции России. 

Российская политика в отношении Запада заключается в том, чтобы расшатывать трансатлантическое единство, способствовать оппозиционным движениям и дезорганизации политической стабильности в странах Европы (на США Россия существенно повлиять не может). Россия будет учитывать тот момент, что позиция Запада — это санкции западных стран и относительно немногих стран, которые присоединились к этим санкциям. Но эти меры не оказывают разрушительное влияние на Россию. Поэтому Россия будет настаивать, что позиция европейский институтов и "Большой семерки" — это позиция только части мирового сообщества, а потому она не обязательна для выполнения Россия. При этом РФ будет пытаться расшатывать единство Европы, чтобы предотвратить такие решения, не выгодные России, в будущем. 

Для России, которая не выполняет решение Международного суда ООН или требование Комитета министров Совета Европы, не наступает никаких юридических или политических последствий. Последствия возможны только со стороны тех стран, которые поддерживают это решение. Но это не приведет к тому, что большое количество стран будут это использовать как элемент собственной политики. Развивающиеся страны на это не пойдут.

Главред

  • 240 Просмотров